Сердечно-легочная реанимация с применением вено-артериальной экстракорпоральной мембранной оксигенации
Мы бы и не узнали об этой истории спасения, которую коллеги считают рутинной, если бы не отзыв, оставленный Владимиром на сайте ГКБ № 52.
Быстро сменяющиеся события: физическая нагрузка, боли в области сердца, одышка, скорая помощь, диагноз — острый инфаркт миокарда и его осложнение — развитие кардиогенного шока и острой левожелудочковой недостаточности. В таких случаях рентгенэндоваскулярные хирурги проводят коронароангиографию, чтобы выявить область нарушения кровоснабжения сердечной мышцы и восстановить проходимость сосудов сердца. Но при подготовке к исследованию у пациента произошла остановка сердечной деятельности — клиническая смерть. Непрямой массаж сердца, подключение вено-артериальной ЭКМО, которая протезировала функцию сердца и сделала возможной проведение коронарографии и баллонной ангиопластики и стентирования двух крупных коронарных артерий. Борьба за восстановление сердечной деятельности, сознания в ОРИТ № 7, отключение от ЭКМО, восстановление, выписка.
Просто, на первый взгляд?
А ведь это редкий случай вено-артериальной ЭКМО в рамках сердечно-легочной реанимации с полным восстановлением, в том числе работоспособности.
Как хорошо, что спасать жизни — рутинная работа!
Предлагаем вашему вниманию историю пациента, рассказанную заведующей отделением реанимации и интенсивной терапии № 7 Еленой Викторовной Филимоновой:
Пациент П., 53 года, поступил в отделение реанимации ГКБ № 52 с острым инфарктом миокарда, осложнившимся кардиогенным шоком. Экстренно был транспортирован в рентгеноперационную. После начала эндоваскуярного вмешательства у пациента произошла остановка сердечной деятельности. Проведен комплекс сердечно-легочной реанимации с применением вено-артериальной экстракорпоральной мембранной оксигенации (ВА-ЭКМО СЛР), что позволило восстановить эффективное кровообращение и безопасно выполнить визуализацию коронарного русла, балонную ангиопластику и стентирование двух коронарных артерий — огибающей и передней межжелудочковой. У больного постепенно разрешилась полиорганная недостаточность, вызванная кардиогенным шоком. Восстановились сознание, самостоятельное дыхание, функция левого желудочка. В течение 6 суток больной находился на поддержке ВА-ЭКМО с постепенным снижением параметров поддержки, 10 суток на искусственной вентиляции легких.
— Случаи восстановления сердечной деятельности после ЭКМО-СЛР нередкие в нашей практике. Но выписка больного без неврологического дефицита в таких ситуациях, к сожалению, происходит не так часто, как хотелось бы — говорит заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии № 7, врач анестезиолог-реаниматолог высшей квалификационной категории Елена Филимонова. — Залогом успеха являются немедленное начало качественной сердечно-легочной реанимации («остановка сердца при свидетелях»), когда время отсутствия кровотока минимальное, максимально короткое время установки системы ЭКМО и быстрое устранение обратимых причин смерти. Согласно последним мировым данным показатель 30-дневной выживаемости после ЭКМО-СЛР при внутригоспитальной остановке сердца составляет 20-45%, выписка без грубого неврологического дефицита — 18-25%. Очевидно, что проведение ЭКМО-СЛР требует слаженной работы и высокого уровня подготовки бригады врачей-реаниматологов, эндоваскулярных хирургов и сестринского персонала. Кроме того, крайне важен последующий период интенсивной терапии, в том числе потому что методика ЭКМО является инвазивной, технологически сложной с необходимостью мульти- параметрического мониторинга.
Пациент выписан без неврологического дефицита, что позволило ему вернуться в свою прежнюю жизнь и сохранить профессиональные навыки.
За безупречную совместную работу благодарим отделение реанимации и интенсивной терапии № 7 (команду Елены Филимоновой) и отделение рентгенхирургических методов диагностики и лечения (команда Сергея Бондаренко).