Наставничество в 52-й больнице как метод обучения молодого специалиста
Слово «наставники» родом из советских времен – к каждому пришедшему на производство новому человеку прикреплялся опытный сотрудник, который обучал, помогал освоиться в новом коллективе, объяснял «устав монастыря», то есть, нормы и ценности, не разделяя которые, сложно работать вместе. Похожая практика есть, например, в японской культуре, ее активно берут на вооружение специалисты по НR (человеческим ресурсам) и в других странах.
В ГКБ №52 проект «Наставничество» начался в 2017 году в сестринской службе, сотрудники которой составляют около 60% медицинского персонала больницы. Каждый принимаемый на работу новый сотрудник (как выпускник медучилища, так и опытный специалист, пришедший из другого медучреждения) получает от специалиста отдела кадров направление на тестирование в учебно-методический кабинет (УМК), где проходит проверку сестринских навыков. Тот, у кого плохие навыки просто не попадем к нам на работу. Но даже если тест пройден успешно, практически каждому есть над чем поработать. Сотрудник не только тестируется, но и учится, проходит первый этап адаптации, получая от старшей медицинской сестры и методиста Марины Витальевны Богачевой список рекомендаций и учебных материалов.
Следующий этап - обсуждение этических моментов, с которыми сталкиваются медсестры в своей ежедневной практике. «На занятии мы подробно разбираем статьи «Этического кодекса медицинской сестры России" на примере реальных случаев из практики участников. Для нашей больницы этика – не формальность. Уважительное отношение к пациенту, обращение только по имени отчеству, доброжелательное и открытое общение с ним самим и его родными - правило, который обязан соблюдать каждый сотрудник», - рассказывает медицинский психолог Надежда Леонидовна Маленкова.
«Психологические аспекты важны и при вхождении в новый коллектив, и при взаимодействии между коллегами, между руководителями и подчиненными», - рассказывает старшая медицинская сестра отделения анестезиологии и реаниматологии Светлана Валерьевна Архипенко, по образованию медицинский психолог. Она проводит для новых сотрудников несколько обучающих тренингов, и уверена, что такие тренинги полезны не только новичкам, их стоит время от времени проходить и «старым» сотрудникам.
Только что принятый на работу специалист поступает «под опеку» наставника в своем отделении, для молодого специалиста – срок год, для опытного – три месяца. «Поверьте, если правильно подойти к этому процессу, то результаты не заставят себя ждать», - подчеркивает Светлана Архипенко. «Наставник не только помогает легче влиться в коллектив, быстрее освоить рабочие процессы на новом месте, но и способствует раскрытию потенциала сотрудника», - говорит Надежда Маленкова.
«Институт наставничества не только способствует внедрению важной для нас ценности, «лечить не болезнь, а человека», но повышает эффективность и качество работы, одним из показателей которой служат благодарности пациентов. Другой результат – большая удовлетворенность самих сотрудников, а значит, низкая текучесть кадров», - говорит Елена Анатольевна Соколова, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом. «Мы очень рады, что система наставничества у нас успешно работает, и готовы делиться опытом».
Об успешном опыте наставничества в ГКБ№ 52 и стартовавшем в больнице проекте организации реабилитационно-психолого-социальной службы для сотрудников, Надежда Маленкова и Светлана Архипенко, рассказывали на Всероссийская научно- практическая конференция «Наставничество в здравоохранении: уроки пандемии», которая прошла 25 мая 2021 года.
Фото: С.В.Архипенко и Н.Л.Маленкова