Настройки

Skip to main content
Русский язык English Français Española 中國人

Единый контакт-центр:
(495) 870-36-07

Родильный дом:
(499) 190-52-80

Платные услуги:
(495) 870-36-04

|

Оксана Карпова: «Наша цель – сделать донорство престижным и модным»

20 апреля – Национальный день донора
«DONARE» – значит «ДАРИТЬ»

В отделении переливания крови ГКБ № 52, одной из крупнейших клиник Москвы, заканчивается двухнедельный, ставший уже традиционным Донорский марафон «Эстафета добра». О том, почему важно безвозмездное донорство и как сделать так, чтобы, придя однажды в отделение сдать кровь, донор стал здесь постоянным и желанным гостем, рассказывает заведующая ОПК ГКБ №52, кандидат медицинских наук Оксана КАРПОВА.

Оксана Викторовна, в вашей базе более 18 тысяч доноров, что же подвигает такое количество людей к бескорыстной помощи?
Любая многопрофильная клиника, где каждый день выполняются различные операции и проводится лечение пациентов по современным протоколам, не может обойтись без необходимого запаса донорской крови и /или ее компонентов и всегда будет испытывать дефицит какой-либо группы крови или резус-фактора донорской крови. Донор по убеждению всегда отзовется на призыв прийти в отделение переливания крови в нужное место и в нужный час.
Мотивация у них самая разная. У кого-то родным и близким людям нужна была помощь и им помогли именно доноры. Кто-то вообще настроен на позитив и считает это делом чести – да-да, несмотря на все страшилки про падение нравов в современном социуме и коммерциализацию отношений, таких людей очень много. Донорство есть и будет проявлением милосердия и любви к ближнему. И это здорово и правильно по сути еще и потому, что происходит слово «донорство» от латинского dono – «дарить».
Я полагаю смыслом своей профессиональной жизни сделать безвозмездное донорство престижным и модным трендом.
Удается?
Конечно. В рамках отделения переливания крови сформирована уже целая армия безвозмездных доноров, которая является надежной платформой для лечения наших пациентов.
А задачу обеспечить родную клинику своими запасами крови решили?
Весь объем, который мы заготавливаем, можно условно разделить на три группы – кровь, плазма, тромбоциты. По двум последним позициям мы себя обеспечиваем полностью, на 100 процентов. Покрываем все наши клинические потребности. Что касается цельной крови, то на сегодня мы имеем 70‒76 процентов от требуемого объема. Недостающие компоненты крови берем у наших коллег из ОПК на площадке Департамента здравоохранения г. Москвы, либо в Центре переливания крови. Это все на безвозмездной основе.
Но хотелось бы полностью себя обеспечивать. Потому что мы знаем, что и когда, в каком объеме нужно нашим пациентам, у нас отработанная технология заготовки крови. Например, сегодня у меня дефицит первой группы крови, а завтра – второй. Я звоню коллегам с просьбой о помощи. Но именно в этот момент у них может не оказаться нужного количества. Так что цель – полное самообеспечение компонентами крови.

Какие отделения наиболее «затратны» по своим потребностям в донорской крови?
С учетом многопрофильности нашей больницы, практически все лечебные отделения нуждаются в различных компонентах крови. Компоненты крови нужны, и в ближайшее время потребность в переливаниях крови не снизится.
Основные «потребители», извините уж за такое определение, это отделения гематологического профиля. У нас стремительно развивается гематологическая служба, которая включает в себя отделение гематологии и химиотерапии, отделение гематологии и высокодозной химиотерапии, дневной стационар по гематологии и химиотерапии, а также выездную гематологическую реанимационную бригаду. Скоро планируется открытие отделения трансплантации костного мозга. Современные подходы к лечению гематологических заболеваний требуют надежной, своевременной и полноценной гемотрансфузионной поддержки.

Сколько же нужно крови для нужд больницы?
От 9 до 10 тонн цельной крови в год. И это пока не открылось отделение трансплантации костного мозга (ТКМ). Когда оно появится, нам, боюсь, и десяти тонн будет недостаточно.
Мне рассказывали ваши коллеги, что когда Вы пришли в больницу четыре года назад, объем заготовок был на уровне 3 тонн. Сейчас ваше отделение переливание крови на втором месте по заготовке цельной крови - после Института Склифосовского! Не могли бы Вы озвучить Ваше ноу-хау, как вы привлекаете сторонников бескорыстной помощи?
Просто любим доноров и работаем профессионально и качественно. Мы нашли свой формат работы с ними: традиционно проводим два масштабных марафона в год, организовываем интересные тематические донорские субботы, проводим серию мероприятий, посвященных пропаганде здорового образа жизни. Подружились с очень надежными партнерами, такими, как Союз машиностроителей России, рядом медицинских колледжей, УВД на транспорте- организациями, где люди хорошо понимают цель своей работы, мотивированы на позитив, здоровый образ жизни. Они и составляют костяк нашей добровольческой «дружины».
Увеличение количества безвозмездных доноров в стране — это показатель улучшения социального климата, показатель усиления позиций гражданского общества. Их помощь незаменима, нужна всегда, в любой час. А мы не забываем напоминать людям о том, куда они могут прийти и сдать кровь. Мы создали в отделении комфортные и удобные условия для доноров и относимся к ним с УВАЖЕНИЕМ. Мы не забываем о донорах и после донации - у нас разработана программа обратной связи.

С какой периодичностью донор может сдавать кровь?
На этот вопрос есть точный ответ в законодательстве. Дозу цельной крови мужчина может сдавать пять раз в год, женщина – четыре. Тромбоциты – каждые две недели. Тромбоциты - это клетки крови, которые выделяются из цельной крови донора в процессе процедуры афереза. Процедура, в ходе которой из донорской крови выделяются только тромбоциты, а остальные компоненты возвращаются донору, называется тромбоцитаферезом. Современная технология аппаратного тромбоцитафереза позволяет производить взятие крови, выделение тромбоцитов и возвращение остальных компонентов непрерывно и автоматически.

Прежде чем сдавать кровь, донор должен ведь пройти определенные обследования?
Донорство должно быть и ответственным, и безопасным одновременно.
Донор в обязательном порядке проходит вначале лабораторный скрининг - простая процедура взятия капиллярной крови из пальца для определения группы крови, резус-фактора, Kell-принадлежности и основных параметров крови (гемоглобин и/или гематокрит, уровень тромбоцитов, лейкоцитарная формула).
После лабораторного обследования донор с анкетой направляется на прием к врачу-трансфузиологу. На приеме врач-трансфузиолог на основе подробного анализа данных по анкете донора, опроса донора и данных лабораторных исследований оценивает общее состояние здоровья донора с целью определения допуска к донорству, определения вида донорства, а также объема взятия крови или ее компонентов. Также врач, в случае отвода от донорства, определяет вид отвода - временный (в т.ч. срок отвода) или абсолютный (навсегда).
Безопасность в службе крови на первом месте. Мы должны ее обеспечить и самому донору (донорство не должно вредить человеческому организму) и пациенту (все компоненты крови проходят многоуровневые тестирования на инфекционную и иммунологическую безопасность).
Здесь необходимо отметить, что такой компонент крови, как свежезамороженная плазма после заготовки проходит процедуру карантинизации. Через полгода мы проверяем этого донора на выявление гемотрансмиссивных инфекций. Причем желательно прийти именно в то конкретное учреждение, в котором он сдавал кровь в прошлый раз. Это особенно важно знать донорам, которые в первый раз приходят сдавать кровь. Доноры забывают о необходимости прийти повторно. Об этом доноры должны знать и помнить, и подходить к этому ответственно.

А могли бы вы составить психологический портрет безвозмездного донора?
Насколько я могу судить, в том числе по результатам анкетирования, которые мы постоянно проводим с целью улучшения нашей работы и взаимодействия с донорами, это те, кто ведет здоровый образ жизни и для которых сам этот шаг – стать донором – это классно, это почетно, это повод для гордости. Более 50 % из них - это молодые люди от 25 до 35 лет. Так что у очень большой части молодежи в списке приоритетов то самое «dono» - дарить частичку себя другим людям. И это здорово! А значит, армия неравнодушных людей будет больше. И в этом наша сила для оказания своевременной помощи пациенту.