Настройки

Skip to main content
Русский язык English Français Española 中國人
Единый контакт-центр:

(495) 870-36-07

Родильный дом:

(499) 190-52-80

Платные услуги:

(495) 870-36-04

Роды для иногородних:

8 800 500-00-03

|

Как стать донором для пациентов ГКБ №52

Каждый день к нам приходят безвозмездные доноры — этих людей мы по праву можем назвать самыми надежными партнерами в борьбе за здоровье наших пациентов. Да, нашим пациентам нужна кровь любой группы и всегда в большом количестве: больше всего препаратов крови мы используем в отделениях гематологии и нефрореанимации — здесь лечатся пациенты всех без исключения районов Москвы, их много, это всегда сложные случаи, и можно представить, как важна каждая капля донорской крови.

Именно доноры помогли нашим врачам из отделения реанимации для нефрологических пациентов спасти жизнь одной из наших пациенток со сложным, редким диагнозом — HELLP-синдром (статья здесь). Основой лечения стала трансфузионная терапия — ежедневное переливание больших объемов свежезамороженной плазмы. В некоторые дни объемы переливания составляли до трех литров. Такой большой объем был первым случаем в истории нашей больницы и, насколько можно судить, редким в мировой практике. Даже самые совершенные современные медицинские технологии не могут обойтись без использования донорской крови. Поэтому помощь доноров так важна и так высоко ценится.

Не только врачи спасают жизни наших пациентов. Это может сделать каждый здоровый человек, практически каждый из вас. Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию — о том, что стать донором — просто и никогда не поздно.

Присоединяйтесь!

В преддверии всемирного Дня донора крови «МИР 24» побывал в одном из донорских центров Москвы, чтобы узнать, как и для кого сегодня можно сдать свою кровь.

Возле станции метро «Октябрьское поле» нередкая картина - человек с перебинтованной рукой. Местные давно не удивляются: здесь находится один из самых больших донорских центров столицы, а, значит, и донор здесь явление частое.

Однако само понятие «донор» сегодня вызывает двойственные оценки: для кого-то это благородный помощник, а для кого-то - бизнесмен, зарабатывающий деньги на своем организме...

Чтобы выяснить, так ли это, редакция «МИР24» решила лично побывать в роли донора и выяснить все нюансы этого, как оказалось, нелегкого занятия.

В больнице №52, куда мы отправились, с самого утра несколько десятков человек ожидают своей очереди. На входе нас встречают медработники и направляют в регистратуру, не забывая напомнить о сменной обуви и бахилах – здесь с этим строго.

Переобувшись, новичок-донор обязан завести собственную донорскую карточку: документ, без которого кровь принимать откажутся. Процедура несложная, главное – иметь при себе паспорт, данные которого заносятся в картотеку. Вместе с этим нужно заполнить анкету, более или менее полно раскрывающую вашу картину здоровья: чем болели, когда болели, состоите ли на учете у врача. При несоответствии нужным критериям или наличии болезней вам могут сразу отказать в донорстве.

После такой несложной бумажной «процедуры», мы отправляемся в лабораторию - прежде, чем взять кровь, врачам нужно узнать ее группу и резус-фактор. Без этих данных переливать кровь просто опасно для жизни.

В небольшом кабинете - море пробирок, игл и ватных тампонов. Здесь по нескольким каплям заветной жидкости узнают ее «историю». В четырех емкостях налиты разные биохимические анализаторы, которые при взаимодействии с кровью определяют тот или иной ее параметр.

Тонкой иголкой медсестра прокалывает подушечку пальца, и маленькая капля пурпурной жидкости быстро появляется на поверхности кожи. Ее тут же собирают в специальную емкость, откуда небольшую часть вливают к уже подготовленным анализаторам. И начинается самое интересное: в одном из них кровь становится темнее, в другом появляются крохотные красные тельца, в третьей пробирке создается впечатление, будто в крови и вовсе образовалось нечто похожее на песок.

Это только первый этап проверок на «профпригодность». Далее кровь отправляют на глубинный анализ, который выявляет всю «подноготную» материала и все возможные последствия ее будущего применения. Как выяснилось, привычные группа и резус-фактор - далеко не все параметры, по которым сортируют кровь. Существует еще келл-антиген. Речь идет об определенной молекуле, которая может присутствовать на поверхности красных кровяных клеток–эритроцитов. Около 90% жителей России не имеют такого гена, но, тем не менее, проверка эта в последние годы стала необходимой процедурой. Никакого вреда для здоровья наличие или отсутствие этой молекулы не несет, но переливать келл-положительную кровь келл-отрицательным реципиентам категорически запрещено. Последствия такого переливания могут незамедлительно дать о себе знать.

Кровь келл-положительных доноров берут редко, поэтому, в основном такие доноры сдают компоненты крови, в которых не присутствуют эти редкие эритроциты.

Рассмотрев в деталях собственную кровь в разных состояниях, мы проходим в следующий кабинет, где врач общается с потенциальным донором наедине.

В этом помещении вопросы касаются уже не крови, а организма в целом: определяют соотношение веса и роста, меряют давление и спрашивают о состоянии здоровья. Измерение давления – тоже очень важный фактор, от него зависит состояние донора после сдачи крови.

Идеальное давление, оно же «давление космонавта» - 120/80. Выше этого проявляется гипертония, что все же не является страшным показателем для донора крови. А вот гипотония, т.е. давление намного ниже этой отметки, может сказаться на самочувствии донора и даже привести к обмороку.

После удачного прохождения этого пункта донор приступает, пожалуй, к одной из самых приятных частей процедуры – питание в буфете (что немаловажно, бесплатное). На каждом столике здесь стоят кондитерские сладости, и каждому будущему донору наливают чай с сахаром. Обязательно чай должен быть сладким, чтобы прямо перед процедурой забора немного повысить уровень сахара в крови.

Итак, кровь готова, донор тоже. Начинается главный этап . Нас проводят в просторную операционную, где стоит несколько специальных приборов для забора крови. Каждого донора укладывают на кресло с поднятой подножкой, а руку помещают на специальный подлокотник. Приготовления закончены, а место укола уже обильно смазано спиртом для инъекций.

Остается сжать и разжать кулак несколько раз, чтобы нужная вена наконец «показалась» врачу. Укол - и кровь начинает уходить по прозрачной трубке в специальную емкость, напоминающую небольшой герметичный пакет. Аппарат сам отсчитывает количество забранной крови, выводя этот объем на дисплей.

Процедура совершенно безболезненна: нужно только с постоянной периодичностью сжимать и разжимать кулачок, чтобы упростить процесс: для этого донора дают небольшую резиновую игрушку.

Постепенно рука начинает чувствовать небольшое онемение, которое, то проходит, то возвращается в течение всех десяти минут забора: обычно процедура длится не дольше. Кровь набрана, аппарат дает сигнал, и врач вынимает иглу.

Сейчас резкие телодвижения противопоказаны, вставать нужно медленно, не напрягая руку, уже перевязанную бинтом. И снова приятный бонус – опять буфет, для восстановления сил и энергии.

За крепким чаем врач-методист Марина Муркова делится с нами о том, что происходит с родной кровью после ее сдачи. «Все зависит от того, забор чего был произведен: цельную кровь или ее компоненты. В любом случае и тот и другой материал проходит еще несколько более тщательных анализов, прежде чем достичь своего реципиента. Мы должны быть полностью убеждены в том, что кровь абсолютно пригодна к переливанию. Как говорится, чтобы «комар носа не подточил», - поясняет Марина.

Если для самой крови и двух ее компонентов такая процедура – процесс недолгий, то вот плазма для полного обследования хранится целых 6 месяцев. «Дело в том, что в плазме могут содержаться вирусы, инкубационный период которых составляет полгода. Если донор заразился в день сдачи, то вирус даст о себе знать уже у того человека, кому его кровь перелили» - рассказывает врач.

Чтобы такой ситуации не произошло, в больнице плазма уходит на карантин, где и ожидает своей очереди долгих шесть месяцев. И только после этого можно с уверенностью говорить о ее безопасности.

Прошло чуть больше часа, и впереди финишная прямая – снова регистратура. Здесь нам выдали справки об освобождении от работы на два рабочих дня (день забора крови и день реабилитации), справка о выдаче семисот рублей на питание и сувенирная продукция больницы - календари, блокноты и флэшка.

Оказывается, что даже добровольный донор получает небольшую сумму для поддержания питания в день сдачи крови.

«Есть два вида доноров», - рассказывает нам зав отделения переливания крови, врач Оксана Карпова. «Одни - социальные, вторые – коммерческие. Первые приходят с целью помощи, а вторые еще и с целью получения неких финансовых благ. Безусловно, и те, и другие важны для нас, но с последними иногда работать чуть сложнее».

Как выяснилось, не все доноры, приходящие сюда, готовы «раскрыть все карты» перед лицом медицины. Для этого нужно проводить долговременные проверки с целью выявления тех или иных мешающих донорству показателей.

«Тем, кто приходит бесплатно помочь, скрывать нечего – при отказе они не теряют ничего, кроме наших небольших бонусов и невозможности оказать помощь нуждающимся. Зато те, кто видит в донорстве финансовую выгоду – иногда не так прямы в показаниях, как того требуют нормы».

А это чревато последствиями и временем, которое в медицинской сфере измеряется ценою в жизнь. И такая спасенная жизнь есть в каждом из нас.

Репортаж «МИР 24»