Коммуникативные тренинги для медицинских сестер пульмонологического отделения
Деонтология медицинской деятельности — важный элемент обучения современных врачей и среднего медицинского персонала. Она включает не только свод этических правил, но и навыки коммуникации с теми, кто пришел за помощью. Доказано, что сотрудничество, взаимопонимание, взаимное доверие между врачом, медицинской сестрой (братом) и пациентом повышают эффективность лечения.
В стационаре большую часть времени пациент взаимодействует с медсёстрами/медбратьями. В течение нескольких месяцев средний медперсонал пульмонологического отделения МНКИЦ Больница52 проходил тренинг по навыкам медицинской коммуникации — сотрудники на конкретных примерах убедились, насколько действенным оказывается психологически грамотный подход к общению с пациентами и умение поставить себя на их место.
Цель обучения — повышение приверженности пациентов СИПАП-терапии при синдроме обструктивного апноэ сна.
«Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС), когда у человека нарушается дыхание во сне, распространённая проблема у наших пациентов. Сильный храп, беспокойный и поверхностный сон снижают качество жизни, остановки дыхания во сне вызывают многочисленные эпизоды пробуждения ночью, запускают патологические процессы, которые значительно повышают риски сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшают прогноз и даже повышают риск смерти. Эффективный метод лечения СОАС — СИПАП-терапия. Пациент на ночь надевает специальную маску, подключенную к аппарату, который за счёт нагнетания воздуха и создания положительного давления сохраняет проходимость дыхательных путей и восстанавливает адекватное спокойное дыхание во сне. Аппарат нормализует сон, терапия позволяет избавиться от синдрома полностью, снижает вышеуказанные риски. Однако к аппарату, который нужно использовать в домашних условиях, надо привыкнуть, и бывает, что люди,однажды попробовав, отказываются его использовать. У врачей не всегда хватает времени объяснить пациенту нюансы проведения процедуры СИПАП, успокоить и поддержать в период подбора режимов вентиляции. Прошедшие тренинг сестры научились это делать с большим успехом. Я очень довольна», — рассказывает Ирина Павловна Белоглазова, заведующая пульмонологическим отделением МНКИЦ Больница 52.
Инициатором тренинга, в ходе которого сестры отделения пульмонологии отработали навыки «мотивационного интервью» на примере СИПАП-терапии, была Юлия Владимировна Маркелова, методист учебно-методического кабинета МКНИЦ Больница 52, пройдя дополнительное обучение по медицинской коммуникации на базе факультета фундаментальной медицины МГУ им. В.М. Ломоносова. Идею поддержали руководители сестринской службы Наталья Владимировна Сухотина и Игорь Александрович Голесов, а также старшая сестра отделения пульмонологии Аминат Сагитовна Гогуева. Методическую поддержку оказывали сотрудники симуляционного центра МГУ Любовь Борисовна Шубина и Денис Михайлович Грибков. Ведущей стала Ирина Владимировна Островская — сертифицированный тренер по медицинской коммуникации.


Юлия разработала анкету для пациентов для выявления отношения к СИПАП-терапии и препятствий для использования аппаратов и провела 15 интервью. На их основе были выбраны ситуации для отработки навыков общения, разработан чек-лист для оценки эффективности коммуникации. Сестры, которые сталкивались с отказами пациентов, тоже отметили возражения, с которыми надо учиться работать. Кому-то мешает шум, который создает аппарат, дискомфорт при использовании маски. Кто-то стесняется следов от маски при пробуждении или спать с аппаратом в присутствии супруга(супруги).
Навыки убеждения сначала отрабатывали с симулированным пациентом (СИМПА), в роли которого была и сама Юлия.
«Работа с симулированным пациентом, которого подключали к СИПАП-аппарату очень полезна, она обыгрывает реальную ситуацию, позволяет отработать разные сценарии поведения сестры и больного. Чем „сложнее“ пациент, тем больше пользы. Я была капризной, использовала возражения, о которых говорили пациенты на интервью», — рассказывает Юлия.
Первое правило мотивационного интервью — установить контакт глазами. Уточняющие вопросы не только позволяют получить больше информации, но и демонстрируют человеку искренний интерес и внимание к его проблемам. Также важно не перегружать пациента информацией и делать паузы в разговоре. Таких нюансов много, мы не только их изучаем, но и отрабатываем в процессе беседы — говорит Юлия.
Пользу от тренинга оценили все: врачи теперь могут больше сосредоточиться на лечении, сестры вдохновились успехом и могут использовать полученные навыки в разных ситуациях. А главное, лучше стало пациентам. Юлия Маркелова уверена, что практику обучения медицинской коммуникации с использованием симулированного пациента надо продолжить и в других отделениях больницы, причем с участием не только сестер, но и врачей.