16 октября — День врача-анестезиолога
Анестезиология-реаниматология в России — единая специальность, и больше внимания получают реаниматологи (это герои ОРИТов, спасающие жизни). Всемирный день анестезиолога отмечается 16 октября в честь представителей другой части профессии. Менее заметной, но только до тех пор, когда вы сами или кто-то близкий не оказался на операционном столе. «Хирурги отвечают за результат операции, а за жизнь, безопасность и комфорт пациента отвечаем мы, анестезиологи», — говорит Александр Владимирович Калмыков, заведующий отделением анестезиологии ГКБ № 52.
— Страшно подумать, как мучались больные при медицинских вмешательствах еще каких-нибудь 200 лет назад.
Раньше страдания пациентов пытались облегчить с помощью алкогольного или наркотического опьянения, применяя самые разнообразные субстанции, и только в ХIХ веке научились вводить людей в медикаментозный сон, стали использовать хлороформ и более безопасный эфир. Впервые эфирный наркоз в ходе сложной и болезненной стоматологической операции продемонстрировал зубной врач Уильям Мортон 16 октября 1846 года. Так началась эра современной анестезии.
— Анестезиология и реаниматология — единая специальность?
Анестезиологи и реаниматологи обучаются вместе, многие навыки и знания, необходимые в нашей работе одинаковые. Однако «философия» профессий — разная, во многих странах это отдельные специальности. Задача реаниматолога — протезирование жизненно важных функций. Задача анестезиолога — безопасность пациента во время хирургической операции. Безопасность в широком смысле — не только отсутствие боли, но и стабильная работа организма. Операция и анестезия — неестественное состояние для человека, мы должны контролировать все витальные показатели.
Первыми анестезиологами становились хирурги, применяющие наркоз для своих пациентов. В ГКБ № 52 — 15 анестезиологических постов: это операционные, манипуляционные, где необходимо присутствие анестезиологической бригады. В бригаде врач-анестезиолог, медсестра (или медбрат) анестезист. В сложных случаях, например, при массированном кровотечении, могут понадобится дополнительные руки. Бывает, что на операции работают 2 анестезиолога и 2 анестезиста.
Я руковожу работой отделения анестезиологии и реанимации. У нас 71 сотрудник, из них 31 врач, 40 человек — средний медицинский персонал. Операция — командная работа хирургов и анестезиологов, взаимопонимание, четкая коммуникация между нами необходима для успеха. Могу сравнить современную хирургическую службу с авиацией, а работу анестезиолога с пилотированием самолета. Мало кто знает, что поддержание температуры тела тоже входит в обязанности анестезиологической бригады, это важно не только для комфорта человека на операционном столе (те, кто получал наркоз достаточно давно, возможно, вспомнят озноб и другие неприятные ощущения после операции). но и из медицинских соображений. Например, охлаждение может нарушить гемостаз, и это опасно. Для согревания используются специальные матрацы, подогреваются флаконы с растворами, которые вводятся пациенту, шкафы, в которых хранятся препараты, также имеют функции подогрева.
— Вы из кабинета можете наблюдать работу всех операционных...
На мониторе идет трансляция работы сразу нескольких операционных, в случае необходимости можно переключиться на одну из них. Трансляцию видят и руководители хирургических служб. Похоже на диспетчерскую аэропорта. Контролируем поступление пациентов в отделения, отслеживаем экстренные ситуации, в которых может понадобиться помощь. Видеосъёмка позволяет зафиксировать малейшие нюансы работы, а «разборы полетов», также обязательны для врачей, как и для летчиков. Как и в авиации у нас есть «полетные карты» — листы направлений, чек-листы «предполетной» проверки, протоколы внештатных ситуаций. Столь же сложное оборудование, и мы также «летаем по приборам», хотя, как и летчики, должны уметь обойтись в случае необходимости без «автопилота». Безопасность полетов" значительно выросла как в авиации, так и в анестезиологии. Риск фатального исхода во время наркоза (общей анестезии) — 1 случай на 200 тыс. плановых операций. Я еще помню то время, когда врачи оценивали состояние пациента буквально «на глаз» по изменениям цвета кожи и другим внешним проявлениям. Не было даже пульсоксиметров для оценки функции дыхания. Сейчас приборы дают нам информацию обо всех витальных функциях человека, их мониторинг — задача анестезиологической бригады. Хотя опыт позволяет предвидеть нежелательное развитие ситуации заранее.
— Современная анестезия комфортна для пациента?
Обезболить, согреть, и обеспечить безопасность — задача анестезиологической бригады на операции. Анестезия позволяет нам защищать пациента не только физически, но и психологически. Операция для врачей — работа, а для пациента — сильнейший стресс. Поэтому даже при проводниковой анестезии, когда блокируются только отдельные нервы, человек находится под седацией, попросту спит, ничего не ощущает, не видит, не слышит. Его даже не посещают «наркотические» сновидения, вызываемые препаратами, которые использовались раньше. Сейчас медикаментозный сон — это как будто ты заснул и потом сразу проснулся. После операции пациент переводится в палату пробуждения, где анестезиологи отслеживают его состояние от получаса до 2 часов в зависимости от состояния человека. Именно в этом период могут произойти основные осложнения, вызванные анестезией. Если все в порядке, пациент переводится в палату отделения.